Обладательница особого характера и опасной харизмы, змея издавна пленяла воображение людей, занимая центральное место в мифах и фольклоре практически любой культуры мира.
Она была ключевым мотивом для многих цивилизаций, от ацтеков до египтян, которые верили, что способность змеи постоянно сбрасывать кожу символизирует плодородие, обновление, возрождение и бессмертие. В египетской мифологии образ богини материнства и плодородия Изис тесно связан со змеей. Согласно легенде, именно серпент наделил ее даром исцеления.
В греческой мифологии змея пробуждала к жизни, и ее изображение означало оздоровление, смерть и перерождение. Она ассоциировалась с бессмертием благодаря своей связи с почвой и ее текучими водами, представляя собой генеративные силы, что таятся в земле и под землей. Способность змеи к трансформации легла в основу  символа уробороса, изображающего змея или дракона, кусающего свой хвост. Этот древний символ в форме замкнутого круга, регулярно возникавший на протяжении истории человечества, олицетворяет универсальную энергию, в нескончаемом процессе потребления и обновления, и циклическую природу вселенной. Самое раннее его изображение датируется египетским заупокойным текстом под названием Загадочная Книга Загробного Мира, где уроборос появляется в качестве воплощения бога-серпента Мехена, охраняющего лодку бога солнца Ра в его ежедневном путешествии от рассвета до заката. Также часто можно видеть уробороса в обрамлении магических писаний как символ бога Эона, являющегося гностическим выражением всей совокупности времени, пространства и первобытного океана. И наконец, в алхимии уроборос служит обозначением циклической последовательности дистилляций и конденсаций, необходимых для очистки и совершенствования «первичной материи», чтобы получить философский камень, который, как говорят, наделяет своего обладателя всеведением, бессмертием и силой превращать простые металлы в золото.
Змей божественного происхождения является также ключевым аспектом легендарной фигуры Александра Македонского, который утверждал, что является сыном Зевса, царя богов, который обратился в змею, чтобы соблазнить его мать, Эпирскую принцессу Олимпиаду.
Эти верования особенно сильны в элленических культах Диониса и Асклепия (Эскулапа). В Древней Греции последнего почитали как бога медицины, и его часто изображали держащим жезл, вокруг которого свернулись две змеи, священные существа, процесс линьки которых символизировал возрождение, плодородие, исцеление и силы, высвобождаемые  из недр земли. Греки на самом деле верили, что стоит провести одну ночь в храме Асклепия, чтобы преодолеть любую болезнь. Этим богам возводили святыни в местах особого природного значения, тесно связанных с земными силами. В храмах, посвященных Асклепию, страдальцы подвергались особым церемониальным ритуалам, а затем спали у подножия статуи бога, который, как считается, посещал больного ночью и помогал ему вылечиться. Культ Асклепия переселился из Греции в Италию, на остров Тиберина в Риме. Это место поклонения закрепилось за Асклепием, когда змея, освященная богом и доставленная в Рим для защиты от чумы в 293 году до нашей эры, покинула корабль, на котором находилась, проплыла Тибр до острова, а затем исчезла. На месте ее исчезновения был построен и открыт храм в 289 году до нашей эры.
Фигура змеи появляется не только в древних мифах и легендах, но также и в работах многочисленных писателей, поэтов и художников более поздних столетий: еще одно доказательство того, что этот архетип продолжает быть чрезвычайно влиятельным.
Узор в виде серпента постоянно присутствует и в истории ювелирного дизайна, выполняя одновременно декоративные и искупительные функции.
Таким образом, рептилия переживает катарсис и превращается — так только она одна это может — в счастливый талисман или красноречивое предупреждение о защите святых мест. Первая легенда повествует о Геракле, полубоге, рожденном от внебрачного союза Зевса и Алкмены, супруги Амфитриона, царя Тиринфа. Воспользовавшись отсутствием царя, Зевс соблазнил Алкмену, в которую был безумно влюблен. От их союза родился  полубог Геракл, спровоцировав неизбежную ревность богини Геры, жены Зевса, которая в отместку послала двух змей в колыбель, чтобы убить ребенка. Вместо этого, Геракл убил их сам, и согласно легенде, с середины IV века до нашей эры две переплетенные змеи стали называться «узлом Геракла», который часто можно видеть на браслетах в качестве символа, приносящего удачу. Змеиный мотив в ювелирных изделиях также говорит о влиянии Египта на Древний Рим: к первой половине I века до нашей эры в Риме появились изысканные серпентиновые артефакты из Египта. Прибытие Клеопатры в Рим в 46 году до нашей эры укрепило это увлечение еще больше; в период ее правления змея стала неразрывно ассоциироваться с роскошью и богатством.
Характерными украшениями того времени считаются спиральные золотые браслеты, повторяющие рисунок чешуи, с глазами, сделанными из драгоценных камней или стеклянной пасты.
По вине ее связи с дьяволом, змея практически полностью исчезла из дизайна ювелирных украшений в средневековой Европе. Только в середине XIX столетия она появилась вновь, в частности, на браслетах и колье, выполненных из гибких золотых цепей, и зачастую украшенных бирюзой. Примерно с 1890 года эмалированная версия змеиного мотива стала постоянной темой ювелирного стиля Ар Нуво, которое черпало вдохновение в прошлом, в особенности в эпохе Возрождения, для оживления одного из самых благородных и стойких знаковых символов в истории.
Змеевидные часы-браслеты Bvlgari, характерными чертами которых является циферблат, расположенный в голове, усыпанной драгоценными камнями, и золотые витки, охватывающие запястье, стали заметной вехой в истории ювелирного искусства, которая, в свою очередь, пересекается с историей самого Дома.
Появление первых часов-браслетов Bvlgari в форме змеи тесно связано с использованием фирменной техники tubogas. П ервые э кземпляры п оявились в к онце 1 940-х г одов и представляли собой весьма стилизованный змеевидный мотив с витками, выполненными либо в технике tubogas, либо из сетчатого золота, охватывающими запястье. Корпус часов и циферблат, как правило, квадратный или прямоугольный, располагался на конце браслета, напоминая голову змеи. Изящная сдержанность этих творений мгновенно завоевала успех в послевоенные годы, когда до полного возрождения экономики в Европе было еще далеко, и эффектные украшения не были ни соответствующими моменту, ни доступными.
Как таковые, они стали изысканными аксессуарами с функцией, созвучной женскому желанию обладать отличительными украшениями, несмотря на бюджетные ограничения в силу обстоятельств.
В течение последующих лет эти часы эволюционировали, рождая все более разнообразные и интересные версии и изыскивая все возможные формы корпуса и циферблата: круглую, квадратную, восьмиугольную, грушевидную, расположенных на одном конце или в центре витого браслета в технике tubogas, который, в свою очередь, не отставал в поисках любых вариантов: в стали, черненой стали или сочетании стали с золотом. Механизмы для этой модели всегда были наивысшего качества: Audemars Piguet, Jaeger LeCoultre, Movado и Vacheron Constantin обычно адаптировали свои калибры для Bvlgari, ставя свой логотип рядом с логотипом Дома на циферблате.
Во второй половине 1950-х годов появились первые модели, в которых змея была представлена в более реалистичной манере, у тверждая связь с древней традицией более очевидным способом. В часах-серпентах Bvlgari этого периода корпус был спрятан в голове змеи, а циферблат располагался под откидной крышечкой в верхней и центральной части головы. Тело состояло из множества элементов, изготовленных мануфактурным способом с особой тщательностью: каждая чешуйка создавалась вручную из листового золота и прикреплялась к соседним паянными шарнирами из золота или, в случае эмалированных версий, винтами. В середине проходила пружина из белого золота, которая обеспечивала идеальную гибкость.
Первые анималистичные модели были выполнены исключительно из желтого золота с головами и хвостами из платины и украшены бриллиантами. Великолепный пример — часы Элизабет Тейлор, увековеченные на запястье актрисы на фотографии, сделанной во время съемок фильма Клеопатра в 1962 году. Голова змеи украшена бриллиантовым паве с изумрудными глазами и гребнем из бриллиантов огранки «маркиза». Естественно, в последующие годы было произведено множество вариаций, в том числе и без самих часов. Тело неизменно выполнялось из золота, но маленькие чешуйки ранних моделей превратились в более крупные, в сопровождении многоугольного бриллиантового декора или цветной эмали в самых разнообразных и ярких сочетаниях, включая бирюзовый и белый, красный и желтый, зеленый, красный, черный и бледно-голубой и так далее. Для изготовления этих версий требовалось в среднем двести часов работы, а модель Harlequin, названная так, поскольку в ее дизайне фигурируют четыре цвета, стала самой дорогой среди них, так как при ее создании каждый пигмент эмали необходимо было обжигать отдельно. Процедура эмалирования многоугольных полостей, формирующих чешую, — процесс, требовавший длительной и терпеливой подготовки, которая занимала три дня: шлифовка цветного стекла, декантация порошков, мойка, нанесение, обжиг, охлаждение и отделка. Цветные камни — коралл, бирюза, лазурит или нефрит — также часто и успешно использовались для создания чешуи, порождая эффектные хроматические комбинации. В дополнение к такой замысловатой ливрее тщательно выбирали разные камни для имитации глаза змеи: желтые или белые бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды грушевидной и круглой огранки, а также огранки «маркиза».
Эти яркие анималистичные версии отражали социальные и культурные тенденции 1960-х годов, когда женщины начали демонстрировать бoльшую уверенность в себе, переосмысливая свою позицию в обществе и бросая вызов условностям. Смелые и притягательные, украшения Serpenti выражали женское отношение к принятым законам соблазнения, высмеивая традиционную роль «грешной женщины». Творения Serpenti на запястье незамедлительно давали понять окружающим, что их обладательница — личность с харизмой.
Властительница нью-йоркской моды Диана Вриланд обожала носить свой змеевидный пояс Bvlgari как двойное колье. Ее настолько завораживала сила притягательности змей, что в своем обращении к команде редакции в 1968 году она писала: «Не забывайте о серпентах… Серпент нужно носить на каждом пальце, на запястьях, повсюду и повсеместно». Неудивительно, что модные издания начали заказывать съемки мэтрам фотографии — Джан Паоло Барбьери, Франко Рубартелли или Берту Штерну — с участием моделей в украшениях Bvlgari Serpenti в решительных позах. Неслучайно, что в центре знаменитой рекламной кампании Bvlgari 1970-х годов — большая буква «B», увешанная многочисленными версиями модели Serpenti, еще раз утверждала значимость этого весомого мотива в творческой вселенной Дома. Вслед за часами-браслетами со временем линия Serpenti была дополнена колье, кольцами, поясами, золотыми клатчами, и, с развитием направления аксессуаров Дома в 1990-е годы, часами и сумками из ценных пород кожи. Мотив змеи, таким образом, выражал и продолжает выражать многогранную креативность Дома, в то же время являясь воплощением постоянной эволюции его стиля.
Вековая метафора трансформации и возрождения, она, как ни одно другое животное, воплощает таинственную мистерию времени.


BVLGARI в Украине
Mandarin Plaza 01004, Украина, Киев Улица Бассейная, 6
+380 978684979