Обладательница особого характера и опасной харизмы, змея издавна пленяла воображение людей, занимая центральное место в мифах и фольклоре практически любой культуры мира.
Она была ключевым мотивом для многих цивилизаций, от ацтеков до египтян, которые верили, что способность змеи постоянно сбрасывать кожу символизирует плодородие, обновление, возрождение и бессмертие. В египетской мифологии образ богини материнства и плодородия Изис тесно связан со змеей. Согласно легенде, именно серпент наделил ее даром исцеления.
В греческой мифологии змея пробуждала к жизни, и ее изображение означало оздоровление, смерть и перерождение. Она ассоциировалась с бессмертием благодаря своей связи с почвой и ее текучими водами, представляя собой генеративные силы, что таятся в земле и под землей. Способность змеи к трансформации легла в основу  символа уробороса, изображающего змея или дракона, кусающего свой хвост. Этот древний символ в форме замкнутого круга, регулярно возникавший на протяжении истории человечества, олицетворяет универсальную энергию, в нескончаемом процессе потребления и обновления, и циклическую природу вселенной. Самое раннее его изображение датируется египетским заупокойным текстом под названием Загадочная Книга Загробного Мира, где уроборос появляется в качестве воплощения бога-серпента Мехена, охраняющего лодку бога солнца Ра в его ежедневном путешествии от рассвета до заката. Также часто можно видеть уробороса в обрамлении магических писаний как символ бога Эона, являющегося гностическим выражением всей совокупности времени, пространства и первобытного океана. И наконец, в алхимии уроборос служит обозначением циклической последовательности дистилляций и конденсаций, необходимых для очистки и совершенствования «первичной материи», чтобы получить философский камень, который, как говорят, наделяет своего обладателя всеведением, бессмертием и силой превращать простые металлы в золото.
Змей божественного происхождения является также ключевым аспектом легендарной фигуры Александра Македонского, который утверждал, что является сыном Зевса, царя богов, который обратился в змею, чтобы соблазнить его мать, Эпирскую принцессу Олимпиаду.
Эти верования особенно сильны в элленических культах Диониса и Асклепия (Эскулапа). В Древней Греции последнего почитали как бога медицины, и его часто изображали держащим жезл, вокруг которого свернулись две змеи, священные существа, процесс линьки которых символизировал возрождение, плодородие, исцеление и силы, высвобождаемые  из недр земли. Греки на самом деле верили, что стоит провести одну ночь в храме Асклепия, чтобы преодолеть любую болезнь. Этим богам возводили святыни в местах особого природного значения, тесно связанных с земными силами. В храмах, посвященных Асклепию, страдальцы подвергались особым церемониальным ритуалам, а затем спали у подножия статуи бога, который, как считается, посещал больного ночью и помогал ему вылечиться. Культ Асклепия переселился из Греции в Италию, на остров Тиберина в Риме. Это место поклонения закрепилось за Асклепием, когда змея, освященная богом и доставленная в Рим для защиты от чумы в 293 году до нашей эры, покинула корабль, на котором находилась, проплыла Тибр до острова, а затем исчезла. На месте ее исчезновения был построен и открыт храм в 289 году до нашей эры.
Фигура змеи появляется не только в древних мифах и легендах, но также и в работах многочисленных писателей, поэтов и художников более поздних столетий: еще одно доказательство того, что этот архетип продолжает быть чрезвычайно влиятельным.
Узор в виде серпента постоянно присутствует и в истории ювелирного дизайна, выполняя одновременно декоративные и искупительные функции.
Таким образом, рептилия переживает катарсис и превращается — так только она одна это может — в счастливый талисман или красноречивое предупреждение о защите святых мест. Первая легенда повествует о Геракле, полубоге, рожденном от внебрачного союза Зевса и Алкмены, супруги Амфитриона, царя Тиринфа. Воспользовавшись отсутствием царя, Зевс соблазнил Алкмену, в которую был безумно влюблен. От их союза родился  полубог Геракл, спровоцировав неизбежную ревность богини Геры, жены Зевса, которая в отместку послала двух змей в колыбель, чтобы убить ребенка. Вместо этого, Геракл убил их сам, и согласно легенде, с середины IV века до нашей эры две переплетенные змеи стали называться «узлом Геракла», который часто можно видеть на браслетах в качестве символа, приносящего удачу. Змеиный мотив в ювелирных изделиях также говорит о влиянии Египта на Древний Рим: к первой половине I века до нашей эры в Риме появились изысканные серпентиновые артефакты из Египта. Прибытие Клеопатры в Рим в 46 году до нашей эры укрепило это увлечение еще больше; в период ее правления змея стала неразрывно ассоциироваться с роскошью и богатством.
Характерными украшениями того времени считаются спиральные золотые браслеты, повторяющие рисунок чешуи, с глазами, сделанными из драгоценных камней или стеклянной пасты.
По вине ее связи с дьяволом, змея практически полностью исчезла из дизайна ювелирных украшений в средневековой Европе. Только в середине XIX столетия она появилась вновь, в частности, на браслетах и колье, выполненных из гибких золотых цепей, и зачастую украшенных бирюзой. Примерно с 1890 года эмалированная версия змеиного мотива стала постоянной темой ювелирного стиля Ар Нуво, которое черпало вдохновение в прошлом, в особенности в эпохе Возрождения, для оживления одного из самых благородных и стойких знаковых символов в истории.
Змеевидные часы-браслеты Bvlgari, характерными чертами которых является циферблат, расположенный в голове, усыпанной драгоценными камнями, и золотые витки, охватывающие запястье, стали заметной вехой в истории ювелирного искусства, которая, в свою очередь, пересекается с историей самого Дома.
Появление первых часов-браслетов Bvlgari в форме змеи тесно связано с использованием фирменной техники tubogas. П ервые э кземпляры п оявились в к онце 1 940-х г одов и представляли собой весьма стилизованный змеевидный мотив с витками, выполненными либо в технике tubogas, либо из сетчатого золота, охватывающими запястье. Корпус часов и циферблат, как правило, квадратный или прямоугольный, располагался на конце браслета, напоминая голову змеи. Изящная сдержанность этих творений мгновенно завоевала успех в послевоенные годы, когда до полного возрождения экономики в Европе было еще далеко, и эффектные украшения не были ни соответствующими моменту, ни доступными.
Как таковые, они стали изысканными аксессуарами с функцией, созвучной женскому желанию обладать отличительными украшениями, несмотря на бюджетные ограничения в силу обстоятельств.
В течение последующих лет эти часы эволюционировали, рождая все более разнообразные и интересные версии и изыскивая все возможные формы корпуса и циферблата: круглую, квадратную, восьмиугольную, грушевидную, расположенных на одном конце или в центре витого браслета в технике tubogas, который, в свою очередь, не отставал в поисках любых вариантов: в стали, черненой стали или сочетании стали с золотом. Механизмы для этой модели всегда были наивысшего качества: Audemars Piguet, Jaeger LeCoultre, Movado и Vacheron Constantin обычно адаптировали свои калибры для Bvlgari, ставя свой логотип рядом с логотипом Дома на циферблате.
Во второй половине 1950-х годов появились первые модели, в которых змея была представлена в более реалистичной манере, у тверждая связь с древней традицией более очевидным способом. В часах-серпентах Bvlgari этого периода корпус был спрятан в голове змеи, а циферблат располагался под откидной крышечкой в верхней и центральной части головы. Тело состояло из множества элементов, изготовленных мануфактурным способом с особой тщательностью: каждая чешуйка создавалась вручную из листового золота и прикреплялась к соседним паянными шарнирами из золота или, в случае эмалированных версий, винтами. В середине проходила пружина из белого золота, которая обеспечивала идеальную гибкость.
Первые анималистичные модели были выполнены исключительно из желтого золота с головами и хвостами из платины и украшены бриллиантами. Великолепный пример — часы Элизабет Тейлор, увековеченные на запястье актрисы на фотографии, сделанной во время съемок фильма Клеопатра в 1962 году. Голова змеи украшена бриллиантовым паве с изумрудными глазами и гребнем из бриллиантов огранки «маркиза». Естественно, в последующие годы было произведено множество вариаций, в том числе и без самих часов. Тело неизменно выполнялось из золота, но маленькие чешуйки ранних моделей превратились в более крупные, в сопровождении многоугольного бриллиантового декора или цветной эмали в самых разнообразных и ярких сочетаниях, включая бирюзовый и белый, красный и желтый, зеленый, красный, черный и бледно-голубой и так далее. Для изготовления этих версий требовалось в среднем двести часов работы, а модель Harlequin, названная так, поскольку в ее дизайне фигурируют четыре цвета, стала самой дорогой среди них, так как при ее создании каждый пигмент эмали необходимо было обжигать отдельно. Процедура эмалирования многоугольных полостей, формирующих чешую, — процесс, требовавший длительной и терпеливой подготовки, которая занимала три дня: шлифовка цветного стекла, декантация порошков, мойка, нанесение, обжиг, охлаждение и отделка. Цветные камни — коралл, бирюза, лазурит или нефрит — также часто и успешно использовались для создания чешуи, порождая эффектные хроматические комбинации. В дополнение к такой замысловатой ливрее тщательно выбирали разные камни для имитации глаза змеи: желтые или белые бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды грушевидной и круглой огранки, а также огранки «маркиза».
Эти яркие анималистичные версии отражали социальные и культурные тенденции 1960-х годов, когда женщины начали демонстрировать бoльшую уверенность в себе, переосмысливая свою позицию в обществе и бросая вызов условностям. Смелые и притягательные, украшения Serpenti выражали женское отношение к принятым законам соблазнения, высмеивая традиционную роль «грешной женщины». Творения Serpenti на запястье незамедлительно давали понять окружающим, что их обладательница — личность с харизмой.
Властительница нью-йоркской моды Диана Вриланд обожала носить свой змеевидный пояс Bvlgari как двойное колье. Ее настолько завораживала сила притягательности змей, что в своем обращении к команде редакции в 1968 году она писала: «Не забывайте о серпентах… Серпент нужно носить на каждом пальце, на запястьях, повсюду и повсеместно». Неудивительно, что модные издания начали заказывать съемки мэтрам фотографии — Джан Паоло Барбьери, Франко Рубартелли или Берту Штерну — с участием моделей в украшениях Bvlgari Serpenti в решительных позах. Неслучайно, что в центре знаменитой рекламной кампании Bvlgari 1970-х годов — большая буква «B», увешанная многочисленными версиями модели Serpenti, еще раз утверждала значимость этого весомого мотива в творческой вселенной Дома. Вслед за часами-браслетами со временем линия Serpenti была дополнена колье, кольцами, поясами, золотыми клатчами, и, с развитием направления аксессуаров Дома в 1990-е годы, часами и сумками из ценных пород кожи. Мотив змеи, таким образом, выражал и продолжает выражать многогранную креативность Дома, в то же время являясь воплощением постоянной эволюции его стиля.
Вековая метафора трансформации и возрождения, она, как ни одно другое животное, воплощает таинственную мистерию времени.


BVLGARI в Украине
Mandarin Plaza 01004, Украина, Киев Улица Бассейная, 6
+380 978684979

Издания
IMAGE Управляющим директором часового подразделения Montblanc стал Лоран Лекамп
08.03.2023
Будинок Montblanc призначив Лорана Лекампа керуючим директором вартового підрозділу... Read More...
IMAGE Svend Andersen
01.06.2023
СВЕН АНДЕРСЕН (Svend Andersen) – один із засновників академії. Цей майстер знаходиться в... Read More...
IMAGE Эксклюзивное интервью с СЕО BVLGARI Жан-Кристоф Бабеном
17.11.2023
Карантин не повод отказываться от интересных бесед. Нам удалось взять интервью у... Read More...
IMAGE Johann Heinrich Moser
04.06.2024
Йоган Генріх Мозер (нім. Johann Heinrich Moser, 12 грудня 1805 - 23 жовтня 1874).Швейцарський... Read More...
IMAGE MICHEL PARMIGIANI
01.05.2023
2 грудня 1950 року У швейцарському місті Куве (Couvet), розташованому в долині Валь де... Read More...
IMAGE ЛИОНЕЛЬ А-МАРКА (Lionel a Marca)
01.08.2024
Ліонель а Марка (Lionel a Marca) очолює Будинок Breguet з 2021 року. Він – годинниковий... Read More...
IMAGE Мики Элита (Miki Eleta) не часовщик, но создатель уникальных часов часов
18.07.2023
Народившись у Боснії-Герцоговині 1950 року, Мікі Еліта (Miki Eleta) у семирічному віці... Read More...
IMAGE Феодосий Михайлович Федченко
21.05.2023
ФЕОДОСІЙ МИХАЙЛОВИЧ ФЕДЧЕНКО (16 квітня 1911 р., село Бобровиця, Київська губернія,... Read More...
IMAGE Edmund Beckett Denison Grimthorpe
20.06.2023
ЕДМУНД ДЕНІСОН ГРІМТОРП, (Edmund Beckett Denison Grimthorpe, 12.05.1816–12.04.1905), англійський юрист,... Read More...
IMAGE Steven M. Holtzman
21.05.2022
З перших кроків у сімейному бізнесі – компанії Gruen Watch Company (однієї з найстаріших... Read More...